проблемы – в массы

 

Основная идея – использовать интеллект людей, которые играют в компьютерные игры, то есть «неиспользуемый», «бесхозный» :), потенциал естественных интеллектов, для решения сложных проблем.

 

Сразу отметим, что масштабы этого «потенциала» огромны.

 

Как это сделать?

 

Допустим у нас есть проблема, которая удовлетворяет следующим, достаточно общим, условиям:

1)      Можно создать компьютерную (кибернетическую) модель проблемы (из анализа самой проблемы).

2)      Можно сформулировать модель решения – то есть в каких терминах формулируется решение.

3)      Решение требует творческого подхода. То есть, с одной стороны, нельзя на основе анализа первых двух пунктов создать программу, которая просто переберет все варианты решения и найдет самое лучшее. С другой, решать проблему интересно, так как, возможно, требуется включить воображение и фантазию.

 

Тогда, можно создать компьютерную игру, в которую будет заложена эта модель. Если игра окажется интересной и удачной, то люди так или иначе будут находить решения, которые на самом деле соответствуют решению нашей проблемы. Тогда останется только автоматически пересылать все возможные решения на сервер (через Интернет) и уже на сервере отбирать действительно отличные решения.

 

Таким образом, люди сами того не подозревая, могут решить действительно сложные -проблемы. Решение этой проблемы может окупить все издержки по созданию игры и ее поддержке. Поэтому эта система может быть экономически выгодной.

 

Замечание: Эту систему можно сравнить с системой «искусственного интеллекта», исходя из предложенной проблематики. Однако, опирается она на коллективные усилия естественных интеллектов. 

 

Может показаться, что решения каких-то там головоломок никогда не будет иметь никакого отношения к реальности, к миру в котором живут люди. Однако напомним, что хотя математика – наука абстрактная, а сами математики только тем и занимаются, что рисуют закорючки, без серьезного продвижения в этой науке не полетели бы спутники и не поехали бы танки. Кибернетические модели, которые предлагается исследовать данном случае в некотором смысле – математические модели, поскольку математика «захватывает» любые области науки, посягающие на абстрактное описание реальных объектов. Но поскольку современные информационные системы позволяют взаимодействовать с человеком по нескольким информационным каналам, по крайней мере по зрительному и слуховому, то компьютерные модели, которые можно запрограммировать, имеют качественно другой характер. Можно предположить, что эти системы имеют большее отношение к реальности, чем математические модели. Недаром термин «виртуальная реальность» появился только в последние пятьдесят лет, в то время как самой математике уже несколько тысяч лет.